albenik: (Default)
[personal profile] albenik
Есть в мире людей много, делающих вещи нужные и полезные. Только делют эти вещи, люди, почему-то, через жопу! В результате получается вещь полезная, мол, бери да пользуйся, только, вот, то взять не получается, то попользоваться.
Сильно расстраивала неправильность сия людей умных, придумали они термин специальный юзабилити называется, и решили они, что нужно эту юзабилити улучшать всячески, чтобы вещами нужными и полезными, пользоваться люди могли без проблем разных.
Долго ли коротко, проникся люд простой идеями юзабилити... и начал лепить кто во что горазд!

Тут сказка заканчивается, и начинается суровая правда жизни...

Как и для большинства человеческой деятельности, для юзабилити, придумана куча правил и техник по улучшению оной, которые, зачастую, полностью игнорируются, либо из вспомогательных инструментов превращаются в самоцель. В результате чего, интерфейс получается сколь угодно вылизанным, но абсолютно неприспособленным для работы за ним среднестатистического пользователя.

На практике же, наилучший результат дает, тестирование на обычных пользователях (спасибо кэп! :)) или, на крайний случай, "выключение" мозга, и попытка выполнить типовую операцию в продукте, при минимуме внимания и анализа ситуации, с последующим "включением" мозга обратно для анализа полученного опыта. Если проблемы найденый в процессе тестирования получается обосновать с точки зрения знаний о юзабилити, значит мы действительно нашли проблемное место и, даже, уже почти получили ответ, что делать.

Выключение мозга


Не секрет, что большинство типовых действий мы осуществляем не совсем осознанно, а то и вовсе рефлекторно: запуск, закрытие и переключение между программами, часто используемые пункты меню, даже наличие входящих сообщений почты или месенжеров мы проверяем почти не задумываясь (есть привычный значок в ожидаемом месте - есть сообщения, не увидели значок, сообщений нет).

Поэтому, если проводить тестирование, среди людей вовлеченных в процесс, с "включенным" мозгом и наличием в голове особенностей реализации конкретного интерфейса и логики работы, конечно, в большинстве случаев, мы без проблем обнаружим, например нестандартный значок уведомления о новом сообшении, просто помоту, что мы зарание будет ожидать его увидеть, или легко доберемся до "логично" расположенного пункта меню, потому что будем заняты поиском именно этого пункта меню и ничем более.

"Выключив" же мозг, а еще лучше, дав попробовать поработать с интерфейсом человеку, который изначально ничего он нем не знает, мы получаем отличную информацию о том, насколько сложно ориентироваться и работать в новом интерфейсе.

Включение мозга и анализ информации


Накопив информацию о потенциальных проблемах с конкретными действиями, необходимо проанализировать её, почему на самом деле это неудобно.

Во-первых, может оказаться, что это и не проблема вовсе, а неудачно выбранный субъект для тестирования. Пример из реальной жизни: моя двухгодовалая дочь, прекрасно освоилась с тач-интерфейсом iPhone и Андроида, и после этого, долгое время никак не могла понять, что движение курсора мышки на экране ноутбука и движение её пальца по тачпаду взаимосвязаны и не надо тыкать пальцем в экран. Но это же не означает, что тачпад или мышка неудобны сами по себе.
Во-вторых, сразу не всегда понятно почему данное конкретное действие неудобно. Так например, значок нового сообщение в трее можно не заметить/воспринять из-за нестандарного внешнего вида, а можно из-за того, что привычная сигнализация о новых сообщениях в данной ОС, это дополнительный значок на иконке программы, а не в трее. Или пункт меню может быть предельно логично расположенным, но за счет этого находиться в неудобном месте экрана.

Безусловно, перебор всех возможных вариантов "почему неудобно" — тяжелый и бесполезный труд. И тут нам на помошь приходят те самые метрики юзабилити. Будучи примененные с умом и юмором (важно! :)), они позволяют не только определить основные параметры проблемы, но и сразу теоретически проверить, что будет если поменять один или несколько проблемынх параметров. Например насколько сильно перемещение кнопки в другую область для улучшения доступности, ухудшает логичность её расположения.
Так же, метрики юзабилити, позволяют нам аргументированном отставивать свою точку зрения, ведь мы же живем в реально мире, где на одной чаше весов лежит удобсво использования продукта, а на другой стоимость его разработки/доработки, и ничем не обосновнанное заявление, "я вижу что тут неудобно", в то время как остальным участникам обсуждения "все удобно", вряд-ли, будет удачным способом начать диалог и сделать проект лучше.

Поэтому тестируйте еще раз тестируйте, обязательно анализируйте, обосновывайте, но, самое главное, не забывайте думать головой! Иногда отсутствие оптимизации является лучшей оптимизацией!
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

albenik: (Default)
albenik

September 2012

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
1617181920 2122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 06:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios